ТОВАРИЩЕСТВО НЕФТЯНОГО
производства "Г.М.Лианозов и сыновья" заключило 16 октября 1912 г. договор с
Обществом николаевских заводов и верфей (ныне Черноморский судостроительный
завод) на постройку нефтеналивного теплохода грузоподъемностью не менее 7350 т.
Танкер, получивший название "Степан Лианозов", предназначался для перевозки
керосина с Черного моря в порты Западной Европы и должен был быть готов через 14
месяцев (к 1 января 1914 г.), а его стоимость определялась в 1 440 000 руб.
Постройка крупнотоннажного судна специального назначения, да еще с двигателями
внутреннего сгорания, явилась для Общества делом совершенно новым. К тому
времени оно построило лишь теплоход "Ястреб" (так называемый пограничный
крейсер), небольшое судно с двумя дизелями эффективной мощностью по 500 л. с.
Теперь же, когда наметилось строительство крупных танкеров-теплоходов, в
Николаеве решили строить не только корпуса, но и необходимые для них двигатели.
Однако отсутствие опыта вынудило обратиться за технической помощью к германской
фирме Круппа в Киле, которая в то время выполняла заказ одной из гамбургских
компаний на постройку двух танкеров грузоподъемностью по 7700 и одного 15 000 т.
По чертежам первого типа и решили строить судно в Николаеве. У Круппа был
приобретен не только проект танкера, но и лицензия на производство дизелей.
Двухвинтовой двухпалубный нефте- и керосиноналивной теплоход грузоподъемностью
8000 т "Степан Лианозов" с кормовым расположением машинного отделения имел
следующие размерения: наибольшая длина 127,4 м, наибольшая ширина 16,15 м,
высота борта 9,85 м, осадка в полном грузу 7,72 м, скорость 10,5 уз,
водоизмещение в полном грузу 12 200 т. 14 основных цистерн, располагавшихся в
средней части танкера, и несколько запасных (так называемых летних) могли
вместить не менее 7350 т жидкого груза. Энергетическая установка танкера,
располагавшаяся в кормовой части, состояла из двух 6-цилиндровых двухтактных
дизелей эффективной мощностью по 1150 л. с. при 140 об/мин. Компрессоры
приводились двумя вспомогательными четырехтактными двигателями эффективной
мощностью по 275 л. с. при 300 об/мин. Пар от вспомогательного цилиндрического
котла (поверхность нагрева 100 м2) использовался для привода обоих
нефтеперекачивающих насосов, топливного насоса и для парового отопления.
Общество николаевских заводов и верфей не выполнило контрактного срока постройки
танкера, что объяснялось не только новизной судна, но и задержкой контрагентских
поставок и другими объективными причинами. Танкер заложили 27 октября 1913 г.,
однако вспыхнувшая вскоре первая мировая война и переход завода к выполнению
преимущественно военных заказов задержали постройку, и спустить судно на воду
смогли лишь 7 марта 1915 г. Узнав, что Морское ведомство предполагает
реквизировать танкер для нужд военного флота, правление Общества начало
переговоры с этим ведомством о продаже ему судна. Одновременно оно договорилось
с заказчиком о расторжении договора при условии возвращения полученных платежей
и начисления 6 % годовых, а также уплаты 125000 руб. Товарищество "Г. М.
Лианозов и сыновья" ничего от этого не теряло: если танкер и был бы готов,
эксплуатировать его все равно не представлялось бы возможным - шла мировая война
с участием Турции и выход из Черного моря для русских судов был закрыт. 5
февраля 1916 г. Главное управление кораблестроения заключило с Обществом
николаевских заводов и верфей контракт "на поставку нефтеналивного теплохода" с
обязательством предъявить его к приемным испытаниям не позже 15 мая 1916 г.
Приказом по флоту и Морскому ведомству от 9 июня танкер зачислили в списки судов
флота в класс транспортов и присвоили название "Баку". Однако лишь в начале
августа "Баку" начал заводские ходовые испытания, после которых были замечены
трещины в кромках цилиндров двигателей. Этот дефект оказался присущим и
двигателям постройки самой немецкой фирмы Только во второй половине октября 1917
г. удалось закончить ремонт цилиндров двигателей "Баку", после чего
возобновились заводские ходовые испытания. К повторным официальным испытаниям
танкер был предъявлен 5 декабря. Как писал в своем отчете за 1917 г.
председатель постоянной комиссии для испытания судов военного флота,
находившейся в Петрограде, "из-за расстройства железнодорожных сообщений
своевременно попасть в Николаев комиссия не могла", поэтому испытания "Баку"
проводила местная комиссия. К сожалению, установить точную дату сдачи танкера не
удалось: не найдено ни его приемного акта, ни какого-либо другого сдаточного
документа. Эти документы, видимо, остались на заводе и были похищены немцами при
оккупации Николаева в 1918 г. Оккупация кайзеровскими войсками Севастополя 1 мая
1918 г. вынудила Черноморский флот уйти в Новороссийск, где в июне того же года
часть его пришлось затопить, а другую часть, вернувшуюся в Севастополь,
захватили немцы. "Баку" в то время еще находился в Николаеве, о чем известно из
доклада комиссии по инспектированию Морского управления Высшей военной
инспекцией УССР на июнь 1919 г. В числе судов, "спущенных в ожидании достройки"
в Николаеве, упомянут теплоход, готовность которого определялась в 99 %. Этим
теплоходом был, несомненно, "Баку". После выхода Германии из войны в конце 1918
г. в Севастополь пришли войска Антанты. Остатки Черноморского флота перешли в их
руки, а затем были переданы белогвардейцам. В их числе оказался и "Баку". С
февраля 1920 г. он находился в составе так называемой русской морской базы в
Константинополе, а затем в феврале 1921 г. вместе с последним отрядом белого
флота пришел в Бизерту (Тунис). Заинтересовавшись лучшими русскими транспортными
судами, французские власти захватили плавучую мастерскую "Кронштадт", подняв на
ней свой флаг. Такая же участь постигла в апреле 1922 г. и танкер "Баку".
Переименованный в "Луар", он был включен в состав французского военного флота,
где находился до середины 30-х голов.
|