ТОВАРИЩЕСТВО НЕФТЯНОГО производства "Г.М.Лианозов и сыновья" заключило 16 октября 1912 г. договор с Обществом николаевских заводов и верфей (ныне Черноморский судостроительный завод) на постройку нефтеналивного теплохода грузоподъемностью не менее 7350 т. Танкер, получивший название "Степан Лианозов", предназначался для перевозки керосина с Черного моря в порты Западной Европы и должен был быть готов через 14 месяцев (к 1 января 1914 г.), а его стоимость определялась в 1 440 000 руб. Постройка крупнотоннажного судна специального назначения, да еще с двигателями внутреннего сгорания, явилась для Общества делом совершенно новым. К тому времени оно построило лишь теплоход "Ястреб" (так называемый пограничный крейсер), небольшое судно с двумя дизелями эффективной мощностью по 500 л. с. Теперь же, когда наметилось строительство крупных танкеров-теплоходов, в Николаеве решили строить не только корпуса, но и необходимые для них двигатели. Однако отсутствие опыта вынудило обратиться за технической помощью к германской фирме Круппа в Киле, которая в то время выполняла заказ одной из гамбургских компаний на постройку двух танкеров грузоподъемностью по 7700 и одного 15 000 т. По чертежам первого типа и решили строить судно в Николаеве. У Круппа был приобретен не только проект танкера, но и лицензия на производство дизелей. Двухвинтовой двухпалубный нефте- и керосиноналивной теплоход грузоподъемностью 8000 т "Степан Лианозов" с кормовым расположением машинного отделения имел следующие размерения: наибольшая длина 127,4 м, наибольшая ширина 16,15 м, высота борта 9,85 м, осадка в полном грузу 7,72 м, скорость 10,5 уз, водоизмещение в полном грузу 12 200 т. 14 основных цистерн, располагавшихся в средней части танкера, и несколько запасных (так называемых летних) могли вместить не менее 7350 т жидкого груза. Энергетическая установка танкера, располагавшаяся в кормовой части, состояла из двух 6-цилиндровых двухтактных дизелей эффективной мощностью по 1150 л. с. при 140 об/мин. Компрессоры приводились двумя вспомогательными четырехтактными двигателями эффективной мощностью по 275 л. с. при 300 об/мин. Пар от вспомогательного цилиндрического котла (поверхность нагрева 100 м2) использовался для привода обоих нефтеперекачивающих насосов, топливного насоса и для парового отопления. Общество николаевских заводов и верфей не выполнило контрактного срока постройки танкера, что объяснялось не только новизной судна, но и задержкой контрагентских поставок и другими объективными причинами. Танкер заложили 27 октября 1913 г., однако вспыхнувшая вскоре первая мировая война и переход завода к выполнению преимущественно военных заказов задержали постройку, и спустить судно на воду смогли лишь 7 марта 1915 г. Узнав, что Морское ведомство предполагает реквизировать танкер для нужд военного флота, правление Общества начало переговоры с этим ведомством о продаже ему судна. Одновременно оно договорилось с заказчиком о расторжении договора при условии возвращения полученных платежей и начисления 6 % годовых, а также уплаты 125000 руб. Товарищество "Г. М. Лианозов и сыновья" ничего от этого не теряло: если танкер и был бы готов, эксплуатировать его все равно не представлялось бы возможным - шла мировая война с участием Турции и выход из Черного моря для русских судов был закрыт. 5 февраля 1916 г. Главное управление кораблестроения заключило с Обществом николаевских заводов и верфей контракт "на поставку нефтеналивного теплохода" с обязательством предъявить его к приемным испытаниям не позже 15 мая 1916 г. Приказом по флоту и Морскому ведомству от 9 июня танкер зачислили в списки судов флота в класс транспортов и присвоили название "Баку". Однако лишь в начале августа "Баку" начал заводские ходовые испытания, после которых были замечены трещины в кромках цилиндров двигателей. Этот дефект оказался присущим и двигателям постройки самой немецкой фирмы Только во второй половине октября 1917 г. удалось закончить ремонт цилиндров двигателей "Баку", после чего возобновились заводские ходовые испытания. К повторным официальным испытаниям танкер был предъявлен 5 декабря. Как писал в своем отчете за 1917 г. председатель постоянной комиссии для испытания судов военного флота, находившейся в Петрограде, "из-за расстройства железнодорожных сообщений своевременно попасть в Николаев комиссия не могла", поэтому испытания "Баку" проводила местная комиссия. К сожалению, установить точную дату сдачи танкера не удалось: не найдено ни его приемного акта, ни какого-либо другого сдаточного документа. Эти документы, видимо, остались на заводе и были похищены немцами при оккупации Николаева в 1918 г. Оккупация кайзеровскими войсками Севастополя 1 мая 1918 г. вынудила Черноморский флот уйти в Новороссийск, где в июне того же года часть его пришлось затопить, а другую часть, вернувшуюся в Севастополь, захватили немцы. "Баку" в то время еще находился в Николаеве, о чем известно из доклада комиссии по инспектированию Морского управления Высшей военной инспекцией УССР на июнь 1919 г. В числе судов, "спущенных в ожидании достройки" в Николаеве, упомянут теплоход, готовность которого определялась в 99 %. Этим теплоходом был, несомненно, "Баку". После выхода Германии из войны в конце 1918 г. в Севастополь пришли войска Антанты. Остатки Черноморского флота перешли в их руки, а затем были переданы белогвардейцам. В их числе оказался и "Баку". С февраля 1920 г. он находился в составе так называемой русской морской базы в Константинополе, а затем в феврале 1921 г. вместе с последним отрядом белого флота пришел в Бизерту (Тунис). Заинтересовавшись лучшими русскими транспортными судами, французские власти захватили плавучую мастерскую "Кронштадт", подняв на ней свой флаг. Такая же участь постигла в апреле 1922 г. и танкер "Баку". Переименованный в "Луар", он был включен в состав французского военного флота, где находился до середины 30-х голов.