"ПОНАЕХАЛИ ТУТ ВСЯКИЕ" Я провел небольшой опрос среди своих знакомых, обращаясь к ним с единственным вопросом - когда, по вашему, в Москве появились армяне? Получил такие лаконично самоуверенные ответы: - А при советской власти. - Когда частные автомастерские открылись, так они и повалили. Там одни армяне. - Исстари они в Москве жили... Последний ответ принадлежал человеку, взявшему на себя труд познакомиться с историей Москвы, с народностями, которые ее заселяли. Он-то и оказался прав. Первое, если можно так сказать, официальное упоминание об армянах в Москве зафиксировано еще в 1390 году. В одной из монастырских летописей сообщалось о некоем армянине Авраме, во дворе которого возник пожар, перекинувшийся затем на Китай-город. Китай-город удалось отстоять, а армянин Аврам таким образом попал в скрижали истории. Стало быть, уже свыше шести веков на московских улицах слышна армянская речь. Хотя историки предполагают, что армяне появились в Москве значительно раньше. Это были армянские купцы, неустанно колесившие по всему свету. Они способствовали возникновению первых контактов между Московией и странами Востока. Так что, пожалуй, мы уже тысячу лет знакомы. А некоторые говорят, при советской власти. Ленимся мы, братцы, изучать собственную историю. А потом гневные письма в газеты строчим: мол, "понаехали тут всякие, жизнь нам отравляют". Кстати, насчет "понаехали". Армян в Москву звали сами русские государи. Начиная от царя Алексея Михайловича и заканчивая Николаем II. В Оружейной палате все желающие могут видеть знаменитый алмазный трон, подаренный армянскими купцами из Персии Алексею Михайловичу. Иной читатель может воскликнуть - задабривали, ловкачи, царя-батюшку, небось, льгот себе выспрашивали! Не выспрашивали, но благодарили царя за расположение и возможность жить и работать в Москве. Армяне покидали родину не по своей воле. Известно, сколько бед причинила этому народу Турция. На протяжении веков янычары огнем и мечом проходились по этой земле. Безжалостно вырезались целые деревни, города. Армяне стойко и героически сопротивлялись, но силы были неравные, и тогда приходилось покидать родные места. Армяне сегодня разбросаны по всему миру, и во многих странах звучит армянская речь, тяжелая и вечная, как камень. Прислушайтесь: вода по-армянски - джур, источник - джаджур... В Москве армяне обретали вторую родину. Приезжали целыми семьями, многие из которых стали знамениты, получили дворянские титулы. Самой известной, пожалуй, была семья Лазаревых - торговцев и предпринимателей. В начале позапрошлого века Лазаревы на свои деньги построили в Москве крупное армянское учебное заведение. В Армянском переулке был воздвигнут замечательный архитектурный ансамбль. Причем учились в нем не только армяне. В гимназии преподавали персидский, турецкий, арабский языки. Впоследствии в 1828 году гимназия превратилась в Армянский Лазаревский институт восточных языков. Иван Сергеевич Тургенев получил среднее образование в пансионате при институте. Реформатор отечественной театральной сцены Станиславский набирался знаний именно в этом институте. Сегодня в этом здании располагается посольство Армении. Армяне всегда были сильны своей верой. Первая армянская церковь в Москве построена в 1779 году в Столповом переулке, который впоследствии был переименован в Армянский. Князья Абамелики, Аргутинские, графы Лорис-Меликовы способствовали развитию российской промышленности, своими капиталами участвовали в становлении Российского государства. Известны коммерсанты-благотворители Меликенцев, Лианозов, Джанумов, Ананов.
Знаете ли вы, что знаменитый театр "Кабаре "Летучая мышь" создал и содержал на свои деньги армянин Балиев, а МХАТ поддерживал меценат-армянин Тарасов? Многого мы не знаем и не торопимся узнать. Куда легче бубнить под нос: "Понаехали тут всякие..."
КТО ЕСТЬ КТО?
"Жизненное наполнение армян, их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром реальных вещей...", - писал Осип Мандельштам. По данным переписи населения Москвы за 1989 год, армян в столице насчитывалось порядка 44 тысяч. Сегодня эту цифру никто не берется назвать - их гораздо больше. Не знают ее и в Московской армянской общине, возглавляет которую вот уже четырнадцать лет Гегам Халатян.
- Вы же понимаете, - говорит Гегам Левонович, - с той поры много воды утекло. Обострился межнациональный конфликт между армянами и азербайджанцами, пролилась кровь, и армяне опять были вынуждены искать счастья в другой стороне.
Гегам Халатян знает жизнь армянской общины очень хорошо. Все ее беды он пропускает через свое сердце и поэтому выглядит усталым человеком. Каждое упоминание в газетах "лиц кавказской национальности" воспринимает очень остро и ревностно.
- Вот смотрите, - говорит он, с силой очерчивая прокуренным ногтем газетные строчки, - опять были арестованы армяне по подозрению в криминальной разборке. В заметке несколько раз упоминаются армяне, причем в прямолинейном контексте с криминалом, что формирует у читателя совершенно одностороннее и откровенно враждебное отношение к армянам.
Армян в России около 2 миллионов, то есть примерно 1,3 процента от численности населения России. Судебная статистика свидетельствует о том, что доля преступников-армян в общем количестве осужденных не больше 0,5 процента.
Нельзя сказать, что армяне чувствуют себя в Москве изгоями. Армянские дети учатся в обыкновенных школах. Армяне легко ассимилируются, вступают в браки с русскими.
- Но я не думаю, что "растворение" одного народа в другом обогащает их, -продолжает Халатян. - Согласитесь, такой человек уже и не русский и не армянин. Хотя, подчеркиваю, армяне не являются противниками смешанных браков. Я вот, например, женат на русской.
АРМЯНЕ В БЫТУ
Армяне - большие гурманы. Огромное значение придается столу, вернее тому, что на него "мечется". Армянки - большие мастерицы готовить, этому их обучают с детства. Пусть сегодня в их распоряжении только газовые плиты и духовки, однако бозбаш или тархана, кололак или кчуч, югатерт или багардж (супы, мясные блюда, сладости) они готовят мастерски. Когда в дом или в квартиру впервые входит незнакомый человек, за него поднимают тост и говорят: "Пусть твоя нога принесет счастье!"
Есть у армян любопытный обычай: перед свадьбой жениха заставляют срубить специальный "женихов" пень, чтобы проверить силушку молодожена. В условиях мегаполиса соблюсти такой обычай сложно, так что приходится проверку проводить при помощи тестов на смекалку. Вот вам несколько советов от армянских женихов: "Пусть будет некрасивой, лишь бы хорошей женой была", или "Беря в жены дочь, посмотри на ее мать". Свадьбы гуляются - как положено - несколько дней, под аккомпанемент дудука и зурны. Наступает время - арах хмел - благочинного возлияния...
Дети - большая радость в семье, даже дети сестры или брата считаются родными. Воспитываются они по "японской методе", то есть свободны в поведении до определенного возраста. Почитание старших - закон. При их появлении все встают, в их присутствии стараются говорить тише, курят только с разрешения. Эта славная традиция поддерживается до сих пор. В отличие от российских мужчин, считающих для себя приемлемым "угостить" супругу тычком в бок - "бью, значит люблю!" - армянин себе такого никогда не позволит. Поднять руку на женщину - позор. Незыблем и по сей день для всех армян закон гостеприимства. Если вам когда-нибудь доведется побывать в гостях у армянской семьи, вы, быть может, даже не захотите возвращаться домой - для вас все будет самое лучшее. Однако хозяева ни намеком, ни словом не обмолвятся о том, что "пора и честь знать".
И СЛЕСАРИ, И ХУДОЖНИКИ
Армяне всегда были мастеровыми людьми. Сколько раз им приходилось поднимать собственную страну из пепла! Они занимаются в Москве тем, что им удается делать лучше других. Как отличные каменщики они восстанавливают церкви, возводят жилые дома, строят дороги. Ремонт автомобилей они освоили блестяще. В Москве нередко можно услышать фразу:
- Нет, поехали к армянам, у них дешевле и качественнее.
Лично знаю одного очень толкового человека - Ашота Галстяна, автослесаря. Передвигается он, как и я, на автомобиле марки "Ока" (многие же уверены в том, что армяне только на "мерседесах" разъезжают), так что нам довольно часто приходится встречаться, и не потому
что Ашот плохо ремонтирует машину, а потому, что такова ее природная сущность - ломаться через каждые сто километров.
- Уеду я из Москвы, - говорит Ашот, "перетряхивая" двигатель. - Уеду.
- Милиция, что ли, задергала?
- Нет, Москва - мой родной город. Но хочу попробовать себя в большом деле - открыть собственную мастерскую. В Америке. Здесь у меня что-то не получается. Многие мои знакомые уже уехали, устроились, теперь меня зовут.
Так что, как видите, армяне не только "понаехали" в Москву, но и покидают этот город, порой без сожаления, и об этом, быть может, стоит пожалеть. А что касается того, будто приезжие, в частности армяне, занимают рабочие места, так это не правда. Уж позвольте привести в качестве примера слова Гегама Халатяна:
- Я тридцать лет проработал на строительстве энергетического комплекса Москвы и за все это время ни разу не встретил во всем многотысячном коллективе строителей - уроженцев Москвы...
Нам следует быть благодарными армянам за то, что они взялись за наши дороги. Может, мы бы и сами могли с дорогами справиться, но почему-то никак не брались за дело. Вероятно, все прикидывали, собирались с силами...
Много ли среди нас знатоков армянских художников? Случайно узнал, что еще при Алексее Михайловиче, в середине XVII века, работал в Москве знаменитый художник из Персии Богдан Салтанов, армянин, "иноземец шаховы земли". Согласно документу, датированному 15 июня 1667 г., царь предложил Салтанову обучить своему мастерству "из русских людей учеников впредь для его государевых живописных дел..."
А вот два имени даже неискушенному могут сказать о многом - Сарьян и Аветисян. Картины их необыкновенные, пропитанные любовью к родине, насыщенные светом, солнцем, поэзией и глубокой печалью.
...Сурен Григорьевич Мальян. Скульптор и художник, один из тех, кто составляет армянскую диаспору Москвы. Он живет как художник, не думает о миллионах, целиком поглощен работой. Недавно закончена работа, посвященная 1700 летию со дня принятия Арменией христианства, - традиционный крест-камень, хачкар, воздвигаемый в честь какого-нибудь значительного события.
- Москва для меня - родной город, - говорит Сурен Григорьевич, - Мы, московские армяне - граждане России, и судьба страны нас волнует ничуть не меньше, чем судьба такой далекой и такой близкой Армении.
Московские армяне - разные. Как и другие национальности, проживающие в Москве, они вписывают свою яркую страницу в историю ее развития, жизни. Армяне - прекрасные врачи, ученые, военные, артисты, музыканты. Вспомним Евгения Вахтангова, Рубена Симонова, Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева, Тиграна Петросяна. Всех перечислить невозможно. И чтобы там ни было, нам предстоит жить вместе и дальше. В этой ситуации важно разрушить стереотипы, представляющие людей с Кавказа исключительно торговцами и пройдохами. Таких хватает в любом народе. Но судить о нации следует по ее лучшим представителям, каковых среди армян предостаточно.
НАЦИОНАЛЬНОЕ БЛЮДО
Как готовится кололак аштаракский
1,5 кг говядины, 1 цыпленок, 3 яйца, 10 луковиц, 100 г масла, стакан риса, 2 литра мясного бульона, 3ст. ложки зелени эстрагона, 3 ст. ложки зелени петрушки, 1 стакан зелени чабера, 50 гр. конька, 1 чайная ложка черного молотого перца.
Из мяса делается суфлеобразная масса. Аккуратно укладываем массу на полотняную салфетку ровным слоем, берем цыпленка и нежно заворачиваем его в полотно. Опускаем кололак в кипящий бульон и варим до 1 часа. Запах... Из другой половины бульона готовим суп, добавив туда перечисленные выше ингредиенты. Огонь требуется слабый. Перед подачей влить в суп взбитые яйца.