Множество солемельниц имели различных хозяев. Крупнейшие из них принадлежали астраханскому промышленнику
Множество солемельниц имели различных хозяев. Крупнейшие из них принадлежали астраханскому промышленнику, потомственному Почётному гражданину Степану Мартыновичу Лианозову. На озере Баскунчак ему принадлежали пять соледобывающих участков (№№ 61-65). Торговля вся во всю - славились рыбные заведения купцов Ивана Григорьевича Заволженского и Василия Васильевича Лопатина, а всего торговых лавок было 12, 3 хлебных магазина, 2 водочных склада, а мельниц 140. Питейных заведений насчитывалось 4.
А это купеческие склады по ул. Фрунзе. Образцы архитектуры того времени
И СНОВА О СОЛИ.
Большую роль в экономике Баскунчакского соледобывающего района сыграла построенная в 1881-1882 годах железная дорога. Она была самой короткой в России. Её протяжённость составила 72 версты. Основную нагрузку несли главные станции – Владимировка и Баскунчак. Три промежуточные - Солончак, Кочевая и Ахтуба – выполняли роль разъездов. Долгое время дорога работала всего четыре месяца в году. Стоимость провоза соли на дороге была по тем временам довольно высока – 3 копейки за пуд. Охрану вагонов, подаваемых под погрузку, оплачивали сами соледобытчики.
Бунт на солемельницах.
Как ни странно, но об одном из крупнейших солепромышленников, живших в заречье, - Типкове, сохранилось очень мало сведений. А ведь именно ему принадлежали здания, где долгие годы располагался дом отдыха «Ахтуба». Большой господский дом и многочисленные хозяйственные постройки, жилье для челяди. До соляных мельниц – рукой подать. Вот что писала в мае в 1905 года большевистская газета «Вперед»:
«На солемельницах слободы Владимировка началась забастовка.
Солепромышленник Типков и другие обивали пороги губернаторской приёмной, специально приехав в Астрахань. Жаловались, что рабочие грозят поджечь солемельницы караван соляных судов. Они настаивали на принятии быстрых и решительных действий против забастовщиков. Купец Федоров и Типков рассказали, что 19 апреля рабочие соляных Владимировских мельниц, прекратив работы, не допускали никого выгружать из вагонов привезённую с озера соль, и грузить на суда уже смолотую». Кстати, долгие годы Владимировским соляным приставом был не имевший чина Степан Семенович Дундуков.
Старые здания слободы... Скольких людей они помнят! Одни, родившиеся здесь, приобрели большую известность
(как, например, художник Петр Котов), другие же люди, увы, канули безвестность. О том, какими они были, помнят сегодня лишь старые стены, которые верой и правдой продолжают служить людям и сейчас.
Купец Федоров и другие
В заречье, с развитием соляного дела и постройкой пристани, стали строиться солепромышленники. Купец Михаил Федорович Федоров имел дом на улице Мира
( долгие годы - здание интерната СОШ № 3). Построен дом был в конце XIX – начале XX века Федоров имел семь солевых участков на озере Баскунчак, два парохода– «Фермер» и «Баркас» - и пять барж. Кроме того, Федорову принадлежала сеть магазинов: чай, сахар, бакалея, игольно-галантирейный, мануфактурных товаров, мужской, дамской, детской обуви и галош, а также строительных товаров, где бойко шла торговля тертыми сухими красками, олифой, бичевой, скобами, сортовым железом.
До 1907 года соляное дело находилось в руках мелких предпринимателей, а затем произошла своего рода реорганизация – в дело вошли крупные фирмы, такие, как «Братья Меркурьевы», «Братья Нобель». Вторая фирма Нобелей, выработкой соли не занималась (за них это делали другие, например, « Глаксин и К»), но торговлю солью вели на Владимировской пристани, также Астрахани и Царицыне. Братья Нобель имели 11 пароходов, и даже свои пароходные пристани – «Восточные острова», «Дюрт», «Алтынъ».
Братья Меркурьевы учредили акционерное общество «Океан». Это общество сначала объединило всех мелких солепромышленников, затем скупила у них всю обязательную добычу соли, и таким путем сгруппировало в своих руках ее громадную партию. В 1910 году на Владимировской пристани акционерное общество «Океан» организует судоремонтный пункт, работало здесь 65 человек. С этого пункта начинается история нашего АССРЗ.
Братья Меркурьевы имели пароход «Союз» и шесть барж, возивших соль и другие товары.